АВТОХИМИЯ
ОБОРУДОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ 
BG Products, Inc.

Тормозные жидкости делятся на несколько категорий, что приводит людей в замешательство и неуверенность, когда они сталкиваются с этим. Так какую же жидкость выбрать?

Стандарты тормозных жидкостей

Во-первых, давайте проясним момент насчет разных категорий тормозных жидкостей. Есть несколько их типов. В основном, они определяются и регулируются тремя всемирно признанными организациями по стандартизации.

  • Федеральные Стандарты Безопасности Моторных Транспортных Средств (FMVSS)

Организация FMVSS разделяет тормозные жидкости на несколько разных типов. Они включают DOT 3, DOT 4, и DOT 5. Жидкость DOT 5, в свою очередь, подразделяется на два типа: DOT 5 (тормозная жидкость на основе силикона) и DOT 5.1 (тормозная жидкость без силикона). Кстати, DOT означает Министерство Транспорта (Department of Transportation).

  • Международная Организация по Стандартизации (ISO)

В дополнение к классификации DOT, ISO классифицирует тормозные жидкости в соответствии со стандартом ISO 4925: Класс 3, Класс 4, Класс 5.1 и Класс 6. Согласно ISO 4925, под жидкостью Класса 6 обычно понимается тормозная жидкость низкой вязкости.

  • Общество Автомобильных Инженеров (SAE)

Нельзя также не упомянуть, что SAE дает тормозным жидкостям следующую градацию: SAE J1703, SAE J1704, и SAE J1705.

Этого вполне достаточно, чтобы запутать человека!

Особенности тормозных жидкостей DOT

Самая распространенная классификация тормозных жидкостей — это, конечно же, DOT. Эти жидкости признаны организацией FMVSS, согласно бюллетеню FMVSS No.116, который устанавливает требования к рабочим характеристикам каждого конкретного типа жидкости.

Эти требования к характеристикам жидкостей практически идентичны соответствующим требованиям ISO и SAE. Они предназначены для определения критериев рабочих характеристик жидкости, в первую очередь температуры (точки) кипения и вязкости.

Что такое точка кипения тормозной жидкости?

Первым делом, рассмотрим, что же такое точка кипения.

 Почему точка кипения жидкости так важна?

Тормозные жидкости должны соответствовать спецификациям FMVSS No. 116 по критериям минимальных низких и высоких точек кипения. Высокая точка кипения измеряется на новой жидкости из герметичного контейнера, который предположительно содержит нулевой процент воды.

Низкая точка кипения измеряется на жидкости, содержащей 3,7% воды. Такое измерение должно имитировать характеристики изношенной, деградировавшей жидкости. Каждый тип тормозной жидкости имеет собственные стандарты в отношении минимальных точек кипения.

Со временем в тормозной системе может появиться влага. Это распространенное явление. Однако большое количество влаги приводит к:

  • снижению рабочих характеристик из-за пониженной точки кипения;
  • коррозии в тормозной системе, которая может привести к катастрофическим последствиям, вплоть до полного отказа тормозов.

Это связано с тем, что вода имеет более низкую точку кипения, чем тормозная жидкость. Поэтому чем выше содержание воды, тем ниже температура кипения.

Почему низкая точка кипения тормозной жидкости - это плохо?

При агрессивной езде с частым торможением или при резких маневрах с торможением в системе выделяется огромное количество тепла. Это тепло может вызвать кипение тормозной жидкости в тормозных суппортах, в результате чего образуется пар.

Поскольку тормоза работают на основе гидравлики, важно, чтобы жидкость не была сжимаемой. Пар - это газ. Таким образом, наличие пара в жидкости резко увеличивает сжимаемость и снижает тормозную способность.

Что означает вязкость для тормозной жидкости?

Вязкость (густота) тормозной жидкости приобретает все большее значение в современных автомобилях. Это связано с развитием компьютеризированных систем безопасности, таких как Системы Электронной Стабилизации (ESP) которые используют Антиблокировочную Тормозную Систему (ABS) и Анти-пробуксовочные Системы (TCS). Раньше водителю приходилось самому нажимать на педаль тормоза при движении по скользкой дороге. Это было сделано для предотвращения блокировки тормозов, вызывающей неконтролируемое вращение автомобиля. В более новых автомобилях с ABS это делает компьютер. В случае блокировки или асимметричного вращения колес он уменьшает давление в тормозной системе, чтобы дать колесу провернуться, а затем вновь увеличивает силу сжатия, то есть производит своего рода «пульсацию» тормозов.

Однако для того, чтобы эти системы работали должным образом, они должны иметь возможность приводить в действие тормозные суппорты до 15 раз в секунду. Это означает, что тормозная жидкость должна иметь очень низкую вязкость (то есть, должна быть жидкой) и обладать хорошей текучестью, особенно при низких температурах. Густая тормозная жидкость с высокой вязкостью никогда не сможет иметь такую отзывчивость.

В чем же разница между DOT 3, DOT 4, и DOT 5.1?

DOT 3, DOT 4, и DOT 5.1 имеют схожий химический состав. У них также есть следующие общие характеристики:

  • Они содержат гликольэфир и сложный эфир борной кислоты.
  • В новом состоянии они бесцветные, либо бледно-желтые и прозрачные.
  • Они обладают сильным сродством к воде (гигроскопичны), что означает, что они притягивают и смешиваются с водой.

И вот основные моменты того, чем они отличаются:

DOT 3 DOT 4 DOT 5.1

В основном содержит гликольэфир

 

Содержит большое количество сложных эфиров борной кислоты. Эти эфиры повышают точку кипения жидкости, что улучшает работу тормозной системы. Однако они также способствуют более быстрому смешиванию с водой.
Подлежит замене раз в 2 или 3 года Подлежит более частой замене, обычно каждый год или два.

 СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА: Темная или окрасившаяся тормозная жидкость содержит влагу или другие загрязнения, и подлежит срочной замене.

Тормозная жидкость DOT 5 имеет отличия

Тормозная жидкость DOT 5 встречается гораздо реже. Это гидрофобная жидкость на основе силикона. Это означает, что она отталкивает воду, что, возможно, хорошо в теории, но не на практике.
Когда влага попадает в тормозную систему с этим типом жидкости, вода образует в ней отдельный слой вместо того, чтобы смешиваться с жидкостью.

Это вызывает ОГРОМНЫЕ проблемы с коррозией, потому что вода имеет тенденцию скапливаться в системе.

Небольшое предупреждение: Если жидкость на основе гликоля смешать с жидкостью на основе силикона, смесь загустеет и вызовет катастрофическое повреждение тормозной системы. Ни в коем случае этого не делайте!
Пример: тормозную жидкость DOT 5 нельзя смешивать с тормозными жидкостями типа DOT 3, DOT 4 или Dot 5.1. Тормозная жидкость DOT 5 обычно фиолетового цвета, поэтому ее легко распознать.

Какая тормозная жидкость подходит для автомобиля?

  1. Ознакомьтесь с руководством производителя
  2. Осмотрите крышку резервуара главного цилиндра

Чем выше номер DOT, тем выше качество тормозной жидкости. Вы обязаны использовать OEM-рекомендованный тип тормозной жидкости или лучше. То есть:
Если ваш автомобиль требует тормозной жидкости DOT 4, не используйте DOT 3. Однако, если в вашем автомобиле указана тормозная жидкость DOT 3, можно использовать DOT 4 или DOT 5.1. (Не DOT 5!) Вы просто замените жидкость DOT 3 более низкого качества на жидкость более высокого качества.

Примечание: На рынке есть и другие тормозные жидкости, которые называются Super DOT 4 или DOT 4 Plus. Однако для этих жидкостей нет официальных стандартов, помимо критериев FMVSS No.116 DOT 4. Как правило, они соответствуют стандартам жидкости DOT 5.1 более высокого качества.

В чем же хорошие новости?

На каком бы транспортном средстве вы ни ездили, у BG Products есть высококачественная тормозная жидкость для вас!

Мы имеем в ассортименте тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, Super DOT 4 и DOT 4 с низкой вязкостью. Все они соответствуют требованиям к рабочим характеристикам автомобильных тормозных жидкостей FMVSS No.116, ISO4925 и SAE.

Ключевые выводы

Самая важная система в автомобиле - это тормозная система. Воздействие сильной жары и неизбежное попадание влаги в систему может быстро сказаться на тормозной жидкости.
Примите меры, чтобы обезопасить себя и других! Часто меняйте тормозную жидкость. Обслуживайте тормозную систему своего автомобиля профессиональными сервисами BG!

Andy Berlin,
представитель Технической службы BG Products
Энди обладает 20-летним опытом работы в качестве химика и лабораторного аналитика. Он выступает в качестве технического консультанта, помогая дистрибьюторам и торговым представителям разбираться в химическом составе продуктов BG и сфере их применения.

"ВЛИВАЙСЯ" в семью BG!